Говорят, рыжим не стоит доверять, особенно тем, кто с бородой, особенно иллюстраторам. Это интервью разрушает все стереотипы, которые мы только что придумали, и рассказывает о талантливом художнике Александре Торчинове.

#47 Meeting Александр
Торчинов

Художник-иллюстратор

О чуде

Один раз я нарисовал рисунок, там была фигура, очень лихо вышла, оставалось голову дорисовать. Было немного не по себе от мысли, что один ляп может всё запороть. И чудо: двумя движениями удалось победить, сделал мазок и размыл его, вгляделся, а там уже всё есть. Лицо само проявилось. Так вот, такие чудеса меня вдохновляют сильнее.

О себе

У меня нет такого, что я только иллюстратор и занимаюсь журнальной иллюстрацией, или я концепт-художник и разрабатываю персонажей для игры. Не влезаю в узкие рамки. Да их уже просто не существует, скорее всего. Называют меня художником или художником-иллюстратором, я не против. Иногда посещают мысли, что пора заканчивать с экспериментами, что вся эта графика с кляксами не до конца понятна зрителю. Буду рисовать очевидное, чтобы всем понятно было и т.д., как вдруг появляются Рома Мнацаканов и Женя Козаченко и говорят: «Слушай, давай в твоей манере Серебряный век изобразим, да и на видео процесс заснимем, руки». Погружаюсь в творческий процесс, насыщенный экспериментами, некогда спать, не интересно есть... Тут уже «Большой четверг в Библиотеке», потом много людей говорят: «Спасибо, спасибо, это было очень увлекательно и интригующе, такая интересная манера». Тогда понимаешь, что не зря вся эта психоделия с кляксами была. В очередной раз убеждаюсь, моё творчество вытекает из импровизации. Так получается честнее и интереснее!

О дураках

Я хотел бы показать первые варианты карты таро, которые нарисованы «живыми» материалами. Это мои первые «дураки», которых я стал рисовать не вчитываясь в значение карты. А потом, когда первый импульс схлынул, решил, что надо почитать, что там происходит, кого я вообще рисую. Выяснилось, что рисую не туда. И начал копаться, искать метафоры. По сути, «дурак» — неопределённость. Не понятно, какой он, положительный или отрицательный. Просто без ума. Не понятно, что он поймает, птицу или молнию, а то ли вообще рухнет вниз. Когда я воткнулся в тему, то хотел отойти от классического дурака с собачкой, его везде рисуют. В процессе поиска вспомнил про отличный сериал «Доктор Стрэндж и мистер Норрелл». И в фильме есть такой герой — Винкулюс, как раз из него я и начал вычерпывать своего дурака, детализировать его. Удалось хорошо поработать. Обычно этому мешают сроки, бюджеты и прочие демоны современности, а тут можно было поискать не спеша и по-честному, поэксперементировать, накопить целую папку наработок и разных вариантов, как, в общем-то, и должно быть всегда в идеале.

Об инструментах

Шариковая ручка, фломастеры и муравьиный спирт. С их помощью получается дурить всех. Чтобы люди думали, что это перо и тушь. В последнее время я использую в работе карандаш. Он снова привлёк меня многообразием фактур, получилось заново посмотреть на него. Перед этим я года два избегал карандаша. Да, я знаю эту историю про то, что американцы изобрели шариковую ручку для того, чтобы было чем писать в космосе, а русские просто использовали карандаш. Но мы же не жалуемся на появление этого инструмента.

Для меня цель искусства и творчества — не захапать, а импульсы, которые ты получаешь, — отдать!

Об искусстве

К истинным ценителям реализма никогда себя не причислял, но была у меня книжка репродукций Шишкина, и одна какая-то картина очень сильно нравилась, чуть ли не дуновение ветерка и запах леса мерещились при просмотре, а подлинник в Третьяковке совершенно не вставил. А вот подлинники Врубеля!.. Всё очень субъективно, на восприятие влияет масса факторов, которые невозможно учесть. В создании ценностей люди дошли уже до кафкианского абсурда. Я имею в виду споры про разложившуюся акулу и подобные дискуссии.

О материале

В молескине невозможно рисовать, если твой творческий процесс построен на импровизации: неизбежно постоянное отправление листов в мусорку. 90 процентов нарисованного улетает в корзину, а когда один лист стоит 50 рублей, то рука не поднимается его выдрать. Ещё хуже для меня думать, что сейчас я буду предельно аккуратен и нарисую что-нибудь хорошенькое. Те ещё кандалы.

О вдохновении

Книжка Норштейна «Снег на траве». Двухтомник такой. В ней рассказывается про создание каждого мультфильма и, фактически, выдаются творческие секреты. То ли в «Шинели», то ли в «Ёжике» он специально просил художницу рисовать на маленьком листочке толстым тупым карандашом. Осознанно жертвуя красотой в пользу обострения интуиции или какого-то «шестого чувства». Кстати, покупать эту книгу надо не на «Озоне», а прямо с сайта студии Норштейна. Будет дешевле и с автографом.

Вам тоже есть, о чём рассказать?
Давайте знакомиться:

Пред. След.
comments powered by Disqus