Даже странно, что Миша Савченко шёл к нам в гости так долго. Его имя на слуху у всех, кто занимается культурой в Самаре. На его счету множество удачных проектов: от «Арт-пропаганды» до «Фестиваля Идей». Мы немного поговорили о славном прошлом и вспомнили, как запретили выставку Саши Во в Арт-про. Подумали о будущем и обсудили проблемы развития Фабрики-кухни. Интересовались, насколько возможно сотрудничество с государственными структурами. Ну а Миша пригласил нас на новую роскошную выставку и рассказал,
что традиционная русская матрёшка по своему происхождению – это самое настоящее современное искусство.
Но началось всё с обычного вопроса: почему музей не воспринимается сейчас как центр культуры?

#28 Meeting Михаил
Савченко

Про идеи и музеи

— Музей как раз центром культурной жизни должен быть. Но просто нужно воспринимать музей не так, как мы привыкли. Понятно, что традиционный, привычный музей сейчас не может быть центром культурной жизни, потому что ты туда приходишь, зеваешь и всё! А есть институции, где существует статичная, постоянная часть экспозиции (которой как раз в Фабрике-кухне может и не быть) и куча проектов, которые идут-идут-идут, привлекая самую разную публику.

— В «Арт-пропаганде», несмотря на то, что у нас хозяином был «Газпром» и практически не было денег никаких, мы умудрялись держать очень жёсткий график: каждый вторник – лекция, каждую среду – еще что-то, по четвергам – спектакли, в пятницу – кино, и народу ходило валом. Единственный фейл был, когда Сашину выставку закрыли в «Арт-пропаганде». Газпромовский начальник, который не был там год, вдруг вечером решил зайти. Мы монтируем выставку, он посмотрел, постоял, ничего даже не сказал, ушёл, потом мне звонят и говорят: всё, пипец, выставки не будет. А там планировалось на несколько дней событий, не только выставка, но и концерты, и лекции. Очень обидно было. Мне кажется, это единственный в Самаре случай, когда выставку по каким-то причинам запретили. И, кстати, сделали это вовсе не чиновники.

— Когда была первая встреча по Фабрике-кухне, первоначально у меня было такое же предложение. Текст мы вместе с Маратом Гельманом написали, целых три варианта. И там, на самом деле, куча плюсов. Потому что мы поднимаем местный малый бизнес, помогаем развитию творческих индустрий, получаем кучу разных событий на площадке. Делаем центр. И тогда вышел один очень высокопоставленный чиновник в коридор и сказал: ребята, это очень всё прикольно, но вы понимаете, что никто на это не пойдёт. Но почему?! А потому, что управляющая компания будет одна, и это будет госструктура, и никто не будет сдавать в аренду даже маленького кусочка площади. Понятно, что там должен быть, например, ресторан, но как это будет решаться, никто пока не знает. Управляющая компания – это и будет ГЦСИ, а она ничего в аренду сдавать не может и не будет.

— Я всех приглашаю, у нас в Музее Модерна открывается очень большая, хорошая выставка из коллекции музея Пушкина и собрания одного известного коллекционера, богатого на произведения модерна. И мы привозим мебель, живопись, графику, иллюстрацию, одежду. Выпуски «Мир Искусства», Бакст, Бенуа, Сомов. Что-то даже из тех произведений, которые выставлялись на выставке современного искусства. Была такая серия выставок в 1903-1907 годах – «современное искусство» назывались. А в 1900 году в Париже на подобной выставке была впервые представлена матрёшка! Мы были в шоке. Оказывается наша знаменитая матрёшка, которую все считают символом народной культуры, была специально разработана для выставки современного искусства!

— У нас даже была такая идея – сделать выставку и назвать «Современное искусство». Приходишь, а там современное искусство, каким оно тогда было. Матрёшки, майолики Врубеля, русский стиль, арт-деко. Это был расцвет дизайна, который в ту эпоху диктовал свои условия. И мне кажется, что упадок, который тогда возник, был связан с тем, что человек в его бренном существовании, просто не мог существовать в такой гармоничной среде.

Вам тоже есть, о чём рассказать?
Давайте знакомиться:

Пред. След.
comments powered by Disqus